Николай Сторонский Фото DR
Британский финтех-стартап с русскими корнями Revolut грозит стать компанией-единорогом с капитализацией $1,4 млрд, а ее создатель Николай Сторонский — участником рейтинга миллиардеров Forbes
Автор идеи и сооснователь британского финтех-стартапа Revolut Николай Сторонский, бывший трейдер Credit Suiss в Лондоне, в скором времени может пополнить список миллиардеров российской версии Forbes. Его компания привлекла внимание венчурного фонда DST Global Юрия Мильнера, который намерен вложить в проект порядка $150-250 млн, после чего оценка стоимости Revolut взлетит до $1,4 млрд, сообщает американское онлайн-издание Recode.
Revolut представляет собой мобильное приложение, которое интегрировано с мультивалютной дебетовой картой. Оно позволяет конвертировать средства из одной валюты в другую по межбанковскому курсу, что означает низкие спреды, обменивать криптовалюты, совершать бесплатные денежные переводы в любую точку мира, а также покупать страховки и оформлять кредиты. В последнем случае приложение работает как P2P-платформа: пользователи одалживают средства друг другу. Сейчас этот проект стремительно трансформируется в современный мобильный банк: Revolut планирует получить банковскую лицензию в Великобритании, США и еврозоне.
Доля Сторонского в финтех-стартапе составляет примерно 30%, рассказали Forbes два источника, знакомых с бизнесом компании. Это означает, что после завершения раунда финансирования стартапер может стать обладателем состояния минимум в $420 млн, вплотную приблизившись к нижней границе списка самых богатых предпринимателей Forbes ($500 млн). Представитель DST Global и Сторонский отказались от каких-либо комментариев на эту тему. В интервью видеопроекту «Русские норм!» Елизаветы Осетинской и Эльмара Муртазаева Сторонский оценил свою компанию примерно в $1,7 — 2 млрд.
У проекта Revolut есть и второй «рулевой» — бывший разработчик из Deutsche Bank Влад Яценко, который выступил сооснователем финтех-сервиса и сейчас занимает в компании должность директора по технологиям. Его доля в проекте неизвестна, однако собеседник Forbes на венчурном рынке предположил, что она меньше, чем у Сторонского.
«Достаточно посмотреть на историю развития компании — вдохновителем и первым инвестором стартапа был Сторонский, поэтому логично предположить, что его доля в проекте с самого начала была больше», — объясняет эксперт.
По итогам предыдущего инвестиционного раунда, который состоялся летом 2017 года, стартап привлек $66 млн и был оценен примерно в £200 млн, что на тот момент было эквивалентно $255 млн, следует из базы PitchBook. Среди инвесторов засветились такие венчурные фонды, как Index Ventures, Balderton Capital, Ribbit Capital и другие. Всего за 2,5 года своего существования Revolut, по данным CrunchBase, успел привлечь $86,4 млн. Таким образом, с прошлого лета оценка стоимости компании увеличилась в 5,5 раз. У такой динамики есть и бизнес-подоплека: по собственным данным Revolut, объем транзакций через сервис достиг в марте этого года $1,6 млрд — это в 8,5 раз больше, чем годом ранее. Клиентская база проекта, по словам Николая Сторонского, в настоящее время составляет 2 млн человек.
Технарь, экономист, трейдер
Николаю Сторонскому всего 32 года. Уроженец подмосковного Долгопрудного, он сперва закончил МФТИ и Российскую экономическую школу, затем пробовал свои силы в малом бизнесе и в конце концов попал в мир больших финансов.
В 2006 году Сторонского пригласили на стажировку в печально известный банк Lehman Brothers в Лондон, где он и проработал трейдером вплоть до краха финансового гиганта в 2008 году. Далее было лондонское отделение Nomura и, наконец, банк Credit Suiss, в котором Сторонский задержался на пять лет.
В январе 2014 года трейдер уволился из инвестбанка и вплотную занялся разработкой своего проекта, начав переговоры с платежными системами, банками и регуляторами. В июле 2015 года его стартап привлек посевные инвестиции от фонда Balderton Capital в размере £1,5 млн. К тому моменту общая сумма затрат на разработку сервиса превысила £1 млн, часть расходов взял на себя Сторонский.
Сейчас компания Revolut, по словам Сторонского, открывает 10 000 – 15 000 счетов в день для физических лиц, и 100-120 — для компаний. В проекте задействованы свыше 350 человек в 12 городах мира — Лондоне, Москве, Санкт-Петербурге, Кракове, Берлине, Нью-Йорке, Париже, Барселоне, Вильнюсе, Мумбаи, Сингапуре и Токио.
Компания справляется с большим количеством заявок благодаря высокой степени автоматизации всех процессов — специальный софт анализирует фото пользователя и сопоставляет его с фотографией на паспорте или ID (скан нужно приложить при регистрации), проводит скоринг на основе открытых данных в соцсетях и определяет риски, связанные с клиентом. «Если риск оказывается высоким, тогда уже не система, а люди определяют, открывать вам счет или нет», — объясняет Сторонский в интервью проекту «Русские норм!».
Стандартные услуги в Revolut являются бесплатными, при этом можно зарегистрировать премиум-аккаунт, который стоит £6,99 в месяц. Он позволяет снимать и переводить более крупные суммы, чем в базовом бесплатном аккаунте, а также совершать операции с крипотовалютами.
Также компания зарабатывает на кредитных продуктах и получает current account income — ежедневный доход от капитала на счетах клиентов. В дальнейшем сервис собирается добавить функционал для торговли акциями без комиссий, свой робо-эдвайзер и платиновую карту с кешбэком на покупки в 1%, накапливаемым в криптовалюте.
Сторонский уверяет, что Revolut не тратит деньги на маркетинг и рекламу, увеличивая клиентскую базу исключительно за счет сарафанного радио. Это помогло компании быстрее выйти на прибыль, считает он. Компания Revolut заявила о том, что ее бизнес стал прибыльным, в декабре 2017 года.
Перспективы в России и мире
Сервис Revolut готовится к экспансии в Россию: в разных интервью Сторонский говорил о запуске проекта в третьем-четвертом квартале этого года. По мнению руководителя аналитической группы Markswebb Михаила Козиса, визитная карточка сервиса — услуга по бесплатным трансграничным переводам — будет пользоваться высоким спросом на российском рынке.
«Как написано на сайте сервиса, он осуществляет переводы в 130 стран, причем порядка в 20 стран они производятся без комиссии. Если такая услуга будет предложена в России, то она станет популярной у клиентов, так как сейчас переводы по карте в европейские и американские банки затруднены — требуется много информации, к тому же высокая комиссия и длительный срок», — поясняет эксперт. Второй перспективной услугой является возможность управлять криптовалютами в приложении. «Такого сейчас не предлагает ни один российский банк, нет также аналогичных сервисов у 30 крупнейших банков Европы, которые мы анализировали», — подчеркивает Козис.
Управляющий партнер венчурного фонда Target Global Михаил Лобанов не столь оптимистичен. «У Revolut достаточно много рисков, как и у любого другого венчурного проекта. Мы несколько раз смотрели на него, но так и не решились в него вложиться — наверное, зря», — говорит финансист. Он отмечает, что на российском рынке Revolut будет ждать жесткая конкурентная среда.
«В Европе и Америке не очень высокий уровень UX в банковских сервисах по сравнению с Россией. Вызвано это тем, что наша банковская система зарождалась, когда многие IT-решения были уже доступны рынку. Внедрять в банке современные IT-решения на этапе появления кредитной организации куда легче, чем развивать его в банке, появившемся в начале XXI века. Так или иначе, конкурентное преимущество будет у первой», — убежден Лобанов.
По его словам, основное преимущество Revolut — это клиентская база, которая быстро растет и потому стоит дорого.
«Если смотреть на проект только с точки зрения финансов в настоящий момент, то, конечно, такую высокую оценку оправдать сложно, но это стандартная ситуация для венчурной компании. Однако Revolut предоставляет уникальный продукт на европейском рынке, и если они запустят кредитование, очень быстро это может стать хорошим рентабельным бизнесом, а значит и оценка станет обоснованной», — резюмирует эксперт.
Revolut давно перешел стадию проверки юнит экономики (расчет прибыли или убытка на одного клиента), которая обычно приходится на первом раунде, комментирует развитие проекта директор по инвестициям Maxfield Capital Алексей Тукнов. «Вопрос в том, в каких новых сервисах Revolut сможет закрепить доминирование, а также будет ли компания прибыльна в ближайшие 4-5 лет», — поясняет он.
Рентабельность бизнес-модели сервиса зависит от того, как часто клиент пользуется им, считает Тукнов. «Мы знаем много примеров, когда экономика сходится при наличии постоянных пользователей даже при низком доходе на одну транзакцию», — говорит он.
В свою очередь, сооснователь Рокетбанка Алексей Колесников убежден, что о стоимости Revolut можно с высокой долей уверенности судить только по количеству средств, которые предоставили проекту инвесторы. «С другой стороны, Revolute — это технологическая компания, а, как известно, технологичные компании создают хорошую стоимость», — подытоживает он.