Вс. Ноя 24th, 2024

Фото: Илья Питалев / РИА Новости

Накопления федерального бюджета в 2018 году достигли рекордных 10,188 трлн руб., следует из данных Счетной палаты, представленных во вторник, 19 февраля. По итогам 2017 года показатель составлял 6,19 трлн руб.

Видео: РБК

Речь идет о суммарных остатках средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства. Они складываются из:

  • средств на рублевых счетах в казначействе,
  • банковских депозитов,

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

  • средств по учету нефтегазовых доходов (купленная Минфином по бюджетному правилу иностранная валюта),
  • средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Остатки по итогам 2018 года незначительно превысили предыдущий максимум за 2014 год, когда остатки составляли 10,17 трлн руб.

Денежные остатки федерального бюджета составили, таким образом, 61% бюджетных расходов по итогам 2018 года, следует из данных Минфина. Это максимум с 2014 года, когда они достигали 69% (см. инфографику). По отношению к ВВП остатки средств федерального бюдж​ета на 1 января 2019 года достигли почти 10%.

В том числе остатки бюджетных средств, размещенные на депозитах в банках, по итогам 2018 года составили 1,57 трлн руб., что является наибольшим значением с 2009 года, отмечает Счетная палата. В этот показатель входит валютный депозит на $1 млрд, размещенный в некотором банке (банках).

Кроме того, Минфин в 2018 году купил иностранной валюты в общей сложности на 4,13 трлн руб. — в 2019 году она будет переведена в ФНБ.

Нужна бюджетная жесткость

Глава Счетной палаты Алексей Кудрин пояснил РБК на пресс-конференции, что одна из причин существенного нарастания остатков — то, что правительство в 2018 году нефтегазовые доходы не сразу переводило в ФНБ. Кроме того, «некоторое время приостанавливалась конвертация в валюту, чтобы не провоцировать курс на рынке; часть таких остатков оставалась на счетах Министерства финансов», указал ​Кудрин.

«И еще причина — это связано с тем, что министерства и ведомства не тратили те деньги, — большие остатки на конец года, они накапливались постепенно, поэтому Казначейство их размещало», — сказал глава Счетной палаты.

Говоря в целом про бюджетные сбережения, Кудрин отметил: «Для сохранения устойчивости нам нужно иметь достаточно жесткие параметры отсечения по цене на нефть» (цене, сверх которой нефтегазовые доходы направляются в ФНБ. — РБК). «Чтобы у нас не падал курс в два раза в момент падения цен на нефть, нам нужно ограничивать использование (нефтегазовых доходов). Это важнейшая функция такого рода (резервных) фондов», — сказал он.

По расчетам агентства Fitch Ratings, суммарные запасы наличности на счетах расширенного правительства России (включая региональные правительства и внебюджетные госфонды) по итогам 2018 года достигли 13,4% ВВП, в том числе средства ФНБ в размере 3,9% ВВП и остатки на счетах Федерального казначейства в размере 2,9% ВВП. Принимая во внимание финансовые активы государства на 13,4% ВВП, чистый долг расширенного правительства составляет всего лишь около 1% ВВП, отметило Fitch.

Авторы:
Иван Ткачёв, Юлия Старостина

Источник

От Admin

Добавить комментарий