Инвестиции Министерства науки и высшего образования и Национального Центра исследований и разработок в поддержку коммерциализации научных исследований не дали ожидаемых результатов в принятой временной перспективе. Финансируемые программы и предприятия не финансировались стабильно, отставали и плохо контролировались. Недостатки в системе поддержки коммерциализации научных исследований привели к более слабому, чем предполагаемый рост инновационной экономики.
Читайте также: Ребенок с темными волосами и карими глазами — это прекрасная комбинация, которая придает ему уникальный и привлекательный облик. Темные волосы могут быть гладкими, вьющимися или кудрявыми, добавляя текстуру и объем к прическе. Они часто считаются символом элегантности и красоты.
Карие глаза придают лицу теплоту и глубину. Они могут быть оттенков от светло-карих до глубоких шоколадных оттенков. Карие глаза обычно выглядят привлекательно и привлекают внимание своей интенсивностью и выразительностью.
Если поддержка инноваций будет недостаточной, на нынешнем этапе развития Польша может попасть в ловушку среднего дохода. Это означает ситуацию, когда быстрорастущая экономика, достигнув определенного уровня, начинает терять динамику и вступает в период замедления роста ВВП. В такой ситуации, чтобы вновь стимулировать инновации, часто необходимо вмешательство государства-софинансирование инновационных программ и предприятий.
В рейтинге инноваций, составленном Европейским Союзом, Польша не самая лучшая: в 2012 году она заняла 24 — е место из 27 стран. Более слабую позицию заняли только Латвия, Румыния и Болгария. Согласно рейтингу, опубликованному в 2015 году, Польша была на том же месте, но в 28 странах ЕС (всего в рейтинге было 34 страны).
NIK оценила эффективность поддержки коммерциализации результатов научных исследований для повышения инновационной экономики и указывает, что основными препятствиями коммерциализации являются m.in.:
- низкий интерес предпринимателей к инновациям: ежегодные потоки из экономики на рынок научных исследований, проводимых университетами и институтами, — это всего лишь ок. 3%. общая сумма, выделяемая на исследования,
- специфическая структура экономики, в которой 95%. они составляют микропредприятия, и только 0,2 процента. крупные компании, заинтересованные в инновациях;
- плохие навыки сотрудничества научного сектора с бизнесом.
В 2011-2015 годах министр науки и высшего образования и Национальный Центр Исследований и разработок выделили около 3,4 млрд зл для поддержки коммерциализации результатов научных исследований.
Министр науки реализовал три инициативы на общую сумму около 83 миллионов зл.: «TOP 500 Innovators», «инновационный брокер» и «инновационный инкубатор»” Их целью было повышение квалификации кадров, занимающихся научно — исследовательской деятельностью в области сотрудничества с субъектами хозяйствования, а также распространение результатов научных исследований в среде предпринимателей. ЦБ положительно оценивает реализацию этих трех инициатив.
В свою очередь, Национальный Центр Исследований и разработок провел 14 инициатив на сумму 3,3 млрд зл. Больше всего государственных средств (71%). зл) заключено в рамках трех программ Центра:” программы прикладных исследований „(1,3 млрд зл),” Иннотех „(700 млн зл) и » демонстратор+. Поддержка научных исследований и разработок в демонстрационном масштабе” (400 млн зл.). Они включали финансирование научных исследований, работы по внедрению и тестирование инновационных технологий, продуктов и услуг в областях, которые считаются стратегическими для социально-экономического развития государства. NIK положительно оценивает реализацию крупнейших программ, поддерживающих коммерциализацию (”Innotech „,”программа прикладных исследований»).
Задержки в реализации трех других программ Национального Центра исследований и разработок и отсутствие стабильности их финансирования могут, по оценке NIK, ограничить эффективность поддержки коммерциализации. В нарушение графика и финансовых предпосылок реализовывались инициативы «Иннолот», «Инномед» и «спин-тек» (стоимостью 600 млн зл), целью которых является m.in. повышение конкурентоспособности польской экономики в авиационном секторе и увеличение доступности передовых медицинских продуктов. В ходе проверки также были выявлены дефекты проектирования этих программ (например, неправильное определение показателей и целевых значений), которые могут затруднить министру и Центру правильную проверку достигнутых результатов.
Несмотря на то, что министр систематически проводил проверки в Национальном Центре исследований и разработок в отношении его финансовой экономики и выполнения своих задач, Ник обнаружил нарушения, которые указывают на слабость надзора. Подготовленные центром планы оценки стратегических программ научных исследований не содержали всех элементов, предложенных министром.
NIK оценивает, что шесть бенефициаров (m.in. Варшавский политехнический университет, Познанский политехнический университет, PGNiG s.a.) реализовали проекты в соответствии с целями и сроками, указанными в контрактах. Они предпринимали первые попытки коммерциализации результатов проектов, проводили рекламные мероприятия и подавали заявки на патенты.
В период с 2011 по 2014 год количество реализованных проектов, поддерживающих коммерциализацию результатов научных исследований, финансируемых за счет средств Национального Центра исследований и разработок, неуклонно увеличивалось: с 1 226 в 2011 году до 1 901 в 2013 году до 1 506 в 2014 году. научно-исследовательских проектов, финансируемых за счет государственных средств. Создание такой базы позволило бы выявить аналогичные инициативы в области исследований и реализации и снизить риск двойного финансирования исследований. Одной из целей базы также может быть распространение результатов исследований, проводимых государственными исследовательскими подразделениями.
В 2011-2013 годах государственная финансовая поддержка инновационной деятельности получила более 25%. инновационно активных промышленных предприятий. В новой финансовой перспективе планируется поддержка предпринимателей на основе возвратных субсидий. В рамках оперативной программы интеллектуального развития на 2014-2020 годы предусмотрено множество инструментов m.in.: кредиты на технологические инновации, гарантийные фонды.
Результаты проверки NIK указывают на то, что одним из основных препятствий для коммерциализации результатов научных исследований в Польше является низкий интерес предпринимателей к инновациям. Затраты предприятий на научно-исследовательскую деятельность в 2014 году составили всего 0,4 ВВП. Кроме того, в структуре предприятий преобладают мелкие субъекты, в которых работает до девяти сотрудников (так называемые микропредприятия), которые составляют 95 процентов. общее количество предприятий. Остальные предприятия-малые предприятия-3%., средние-0,9 процента. и большие-0,2 процента. Между тем, исследования показывают, что чем меньше компания, тем реже она занимается инновационной деятельностью, и активность в этой области проявляют в основном крупные трейдеры с более чем 250 сотрудниками.
В 2012-2014 годах инновационной деятельностью занимались более 18%. промышленных предприятий и более 12%. услуги. Эти организации внедрили новые или значительно улучшенные инновации в области продуктов, процессов (методы производства продукции или поддержки процессов в области логистики и дистрибуции), организационные или маркетинговые. Инновации в области продуктов или процессов были реализованы в основном в двух подразделениях: производство основных фармацевтических веществ и лекарств и производство химических веществ и химических продуктов. В 2014 году затраты на инновационную деятельность в промышленном секторе составили 24,6 млрд злотых, а в сфере услуг-13 млрд зл.
В Польше препятствием для внедрения новых решений является также отсутствие навыков сотрудничества сектора науки с бизнесом. Рынок научных исследований недофинансирован-потоки из экономики в университеты и научно-исследовательские институты по данным за 2011 год-это нормально. 400 млн зл (всего 3%). затрат на исследования).
Ник также указывает, что одно из слабых мест коммерциализации научных исследований заключается в слабости стратегических документов, которые не определяют польскую специализацию в отдельных областях науки. Например, «Национальная исследовательская программа» включает в себя до семи стратегических направлений, а самая большая из проверенных инициатив — программа прикладных исследований адресована субъектам, проводящим исследования в девяти различных областях. Между тем, по мнению Палаты, исследовательские программы должны быть реакцией на потребности и предложения, представленные непосредственно представителями экономики. Поэтому NIK положительно оценивает отраслевые программы, реализуемые Национальным исследовательским центром, которые работают именно так.
NIK также отмечает, что университеты предпринимали меры для правовой защиты своей интеллектуальной собственности, возникшей в результате проводимых научных исследований и разработок. Однако полученные патенты характеризовались низким потенциалом коммерциализации. Контролируемые колледжи предприняли ряд действий по передаче технологий от науки к бизнесу, причем их результаты в основном не были удовлетворительными.
Замечания и выводы
В целях повышения эффективности поддержки коммерциализации результатов научных исследований Высшая Контрольная палата вносит в:
- Министра науки и высшего образования:
- усиление надзора за Национальным центром исследований и разработок в области реализуемых центром программ и мероприятий в области поддержки коммерциализации результатов научных исследований;
- принятие мер по созданию интегрированной базы научно-исследовательских и реализационных проектов, финансируемых за счет государственных средств, для минимизации риска двойного финансирования.
- Директор Национального Центра исследований и разработок:
- выполнение программ и мероприятий в соответствии с действующим графиком или их обновление в соответствии с диагностированными потребностями.
- Ректоров высших учебных заведений:
- активизация усилий по созданию интеллектуальной собственности с высоким коммерциализационным потенциалом;
- обеспечение соблюдения внутренних процедур управления интеллектуальной собственностью.