Глеб Георгица из Кишинёва впервые окунулся в опыт работы на норвежском краболовном судне совсем недавно. После получения высшего образования в сфере «маркетинга и логистики» и долгого периода работы в качестве риэлтора, молодой человек решил кардинально изменить свою жизнь и попробовать свои силы в морской сфере. В эксклюзивном интервью он рассказал о причинах, побудивших его выбрать эту профессию, о необходимых документах для трудоустройства в Норвегии, а также поделился опытом и сложностями, с которыми столкнулся на борту. Он также осветил приятные и неприятные моменты, рассказал о своем рабочем графике, уровне заработной платы и том, что мотивирует его продолжать трудиться в этой области.
Покинул сферу риэлторства, предпочтя морскую жизнь
Перед тем как я отправился на море, я занимался продажей недвижимости в роли риэлтора. Мой доход в этой области колебался от 1000 до 2000 евро ежемесячно, в зависимости от сезона и других факторов, характерных для этой профессии. Но даже с таким заработком мне часто не хватало средств для полноценной жизни, и именно это стало толчком к изменениям в моей жизни.
Во время разговоров с друзьями, которые устроились на краболовное судно в Норвегии, меня увлекли их рассказы о заработках в течение сезона. Их слова заставили меня задуматься, и я решил, что это именно та сфера, в которой стоит испытать свои силы.
Мой путь к работе на судне был немного затянут, так как я только начал процесс получения румынского гражданства. В ожидании его завершения, я оформил необходимые документы для Норвегии, включая справку о состоянии здоровья и сертификат техники безопасности. Эти бумаги оказались необходимыми для того, чтобы попасть на краболовное судно.
Вначале мой трудовой путь начался на судне, занимающемся рыболовством, а затем я перешел на краболовное судно.
Прошел курсы по технике безопасности в Одессе, а медицинскую справку для работы в Норвегии получил в Болгарии. Весь процесс, начиная от сбора документов до первой занятости, занял примерно два месяца. Как упоминалось, наличие европейского гражданства является преимуществом для тех, кто стремится трудиться на норвежском краболовном судне. С моральной стороны важными факторами являются терпение и уверенность в себе — именно они способны привести к успеху.
Мой дебют на судне состоялся в прошлом году на рыболовном судне, где я отработал полтора месяца. Затем, к окончанию сезона, я перешел на краболовное судно, где также провел около полутора месяцев.
Работа на судне организована по сменной схеме: одна часть команды занята на перерабатывающей фабрике прямо на борту, занимаясь варкой и упаковкой краба, в то время как другая часть занимается ловлей краба на палубе. Я осуществлял работу на палубе.
Отсутствие «морской» болезни, но адаптация к режиму проходила с трудом.
Когда я впервые оказался на борту судна, мои первые впечатления были весьма необычными. Организм начинает приспосабливаться, и с этим связаны определенные трудности. Голова стала туманной, и в таком состоянии приходилось трудиться. Это, вероятно, оказалось самым сложным моментом для меня. В остальном все условия были в порядке. У меня много друзей и знакомых, которые уже долгое время трудятся на краболовных судах, поэтому я хорошо осведомлен о том, куда направляюсь, какой график меня ожидает, и какие условия будут. Я был подготовлен к этому.
Судно отправляется в море на 4 недели. После этого оно возвращается на берег для выгрузки краба. Затем корабль заправляют топливом и снова направляются в море. У команды есть один-два дня, чтобы провести все эти процессы.
Рабочая смена на судне длится 6 часов, а затем предоставляется 6 часов на отдых. За это время нужно успеть поесть, поспать, принять душ и пообщаться с родными. У нас нет выходных, поэтому приходится успевать делать все эти вещи за это короткое время.
Для меня самым трудным стал режим работы 6 через 6. Иногда не хочется спать, иногда трудно просыпаться. Но где-то через недельку организм привыкает к такому графику, и трудности уже не так сильно ощущаются. Также перед началом работы на судне меня беспокоило наличие «морской» болезни. Важно было определить, есть ли у меня эта проблема. Но, к счастью, мне повезло. Как оказалось, у меня ее не было. Первые три-четыре дня у меня была слегка затуманенная голова, но затем все прошло, и больше не возникало никаких проблем.
Норвежская поддержка: как один норвежец помог мне справиться с краболовными ловушками
Приятный эпизод с судна, который я с удовольствием вспоминаю. Когда подходил конец нашей смены после 6 часов работы, все мои коллеги направились отдыхать, в то время как я остался завязывать краболовные ловушки.
Будучи новичком без опыта, я сделал это неправильно. Мне сказали остаться, перерезать всё и переделать. Рассмотрев сложившуюся ситуацию, я осознал, что этот процесс займет ещё 3 часа, учитывая, что через 6 часов снова начинается смена. Благодаря одному норвежцу, который остался со мной в это время, мы отлично сработали вместе. Я до сих пор признателен ему за его помощь, и вместе мы справились примерно за час, после чего отправились отдыхать.
На норвежских краболовных судах работают люди разных национальностей, включая поляков, литовцев, норвежцев и испанцев. Рабочим языком на борту является английский.
Заработок от 6 тысяч евро и выше в месяц на краболовных судах в Норвегии
Курс по технике безопасности был успешно пройден в Одессе, а медицинская справка для работы в Норвегии была оформлена в Болгарии. Процесс от получения всех необходимых документов до первого трудоустройства занял около двух месяцев. Как уже отмечено, наличие европейского гражданства является преимуществом для тех, кто собирается работать на норвежском краболовном судне. Касаясь моральной стороны вопроса, важными аспектами являются терпение и внутренняя уверенность в себе, что, безусловно, способствует успешному трудоустройству.
Мой первый опыт на судне случился в прошлом году, начиная с работы на рыболовном судне, где я отработал месяц и полтора. Затем, в конце сезона, я перешел на краболовное судно, где также проработал около полутора месяцев.
Работа на судне организована по сменам: одна смена работает, другая отдыхает. Часть команды занята на перерабатывающей фабрике прямо на судне, занимаясь варкой и упаковкой краба, в то время как другая часть работает на палубе и занимается ловлей краба. Лично я работал на палубе.
Первоначальные ощущения при посадке на судно были уникальными, с процессом адаптации организма. Специфичные чувства, такие как мутная голова, требовали продолжения работы. Однако, несмотря на эти сложности, я был в курсе того, куда направляюсь, благодаря опыту друзей и знакомых, работающих в этой области. Судно проводит в море 4 недели, затем возвращается на берег для выгрузки краба, заправки топливом и нового рейса. У команды есть день-два для отдыха.
Рабочая смена на судне составляет 6 часов, за которые нужно уложиться в еду, сон, душ и общение с родными, так как выходных не предусмотрено. Самым трудным для меня стал режим 6 через 6, когда то хочется спать, то трудно проснуться. Однако через неделю организм адаптируется к такому распорядку, и сложности уменьшаются. Перед началом работы на судне я переживал по поводу «морской» болезни, но, к счастью, у меня не было таковой. Первые несколько дней сопровождалась мутной головой, но затем все проблемы исчезли.