Фото: Александр Чиженок / Интерпресс / ТАСС
Чистая прибыль АвтоВАЗа по МСФО по итогам первого квартала 2018 года составила 609 млн руб. против убытка в 2,8 млрд руб. годом ранее, следует из отчетности компании.
Последний раз автоконцерн выходил на чистую прибыль по итогам 2012 года (29,2 млрд руб.), а квартальную отчетность по МСФО он начал публиковать только в 2016 году и с тех пор терпел убытки.
Выручка автоконцерна выросла на 40,9%, до 64,75 млрд руб., операционная прибыль составила 2,1 млрд руб. против убытка в 1,03 млрд руб. в первом квартале 2017 года.
АвтоВАЗ улучшил структуру баланса в результате конвертации долговых обязательств в объеме 61,4 млрд руб. в акции, которая проведена основными акционерами — Renault и «Ростех», говорится в сообщении компании. Renault и «Ростех» приняли программу рекапитализации компании на 107 млрд руб. после рекордного убытка завода на 74 млрд руб. по итогам 2015 года. Полностью завершить эту программу планируется в октябре 2018 года.
Завод получил чистую прибыль по ряду причин: рост продаж автомобилей, повышение цен, сокращение и оптимизация издержек, добавляет аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. За январь—март продажи Lada в России выросли на 28,8%, до 79,1 тыс. автомобилей, доля бренда достигла 20,1% (+1 п.п.). Прогноз компании на 2018 год — рост минимум 10%.
Экспортные поставки увеличились на 25,1%, до 7861 машин. Как сообщала пресс-служба компании, до конца апреля начнутся поставки автомобилей Lada Vesta SW и Vesta SW Cross в Словакию, Болгарию и Сербию. В марте исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу компании Ян Птачек говорил, что в планах автоконцерна увеличить экспорт в 2018 году за счет новых рынков, но конкретных цифр не назвал.
Первые результаты работы по улучшению финансового положения АвтоВАЗ показал еще в конце 2017 года: по итогам девяти месяцев компания впервые за пять лет получила операционную прибыль 1,9 млрд руб. После этого глава «Ростеха» Сергей Чемезов заявил, что компания может получить чистую прибыль уже по итогам 2018 года и выплатить дивиденды.
Но пока не стоит переоценивать финансовый успех компании, предупредил президент АвтоВАЗа Николя Мор. «Я должен подчеркнуть те риски, которые могут оказать влияние на наши будущие результаты. Значительные колебания валютных курсов, имевшие место в апреле, могут оказать отрицательное влияние на российский автомобильный рынок и на финансовое состояние АвтоВАЗа в 2018 году», — отметил Мор (его слова приводятся в сообщении АвтоВАЗа). В феврале 2018 года он сказал, что компания сохраняет планы по достижению положительной операционной маржи в 2018 году, но выйти на чистую прибыль она сможет только в 2020 году.
Из-за ослабления рубля у АвтоВАЗа будут расти издержки по импортным комплектующим, поясняет Беспалов. Увеличение цен на автомобили приведет к росту выручки и маржинальности, но все будет зависеть от спроса на автомобили, добавляет он. 24 апреля стало известно, что АвтоВАЗ второй раз за год поднимает цены на автомобили. В среднем стоимость увеличится на 1–2%.
Продолжать стратегию выхода концерна из кризиса придется уже новому президенту. 16 апреля акционеры компании объявили, что с 1 июня новым президентом АвтоВАЗа станет нынешний гендиректор Renault в Румынии Ив Каракатзанис. Вместе с Мором, который останется заместителем председателя совета директоров АвтоВАЗа, он продолжит развитие продаж Lada в России и за рубежом, оптимизацию затрат на уровне компании и в сотрудничестве с поставщиками, а также обновление модельной линейки.
Автор:
Валерия Комарова.