Вт. Дек 10th, 2024

Спилась, ушла в монастырь, нищенствует, бомжует… Чего только не писали о Матлюбе Алимовой, сыгравшей Настю в фильмах «Цыган» и «Возвращение Будулая»!

За развитием отношений Клавдии и Будулая – Клары Лучко и Михая Волонтира – с придыханием следила вся страна. Ну как же: донская казачка влюбилась в цыгана! На страстном мелодраматическом фоне могли затеряться даже звезды советского экрана — Майя Булгакова, Нина Русланова, Иван Рыжов, Владимир Заманский. Не говоря уж о начинающих актерах… 

Главный цыган советского кино. Верный романтик Михай Волонтир

Однако талант режиссера Александра Бланка (за 25 лет он и снял-то всего 9 фильмов, среди которых самые яркие — два мини-сериала о судьбе Будулая) дал в полной мере раскрыться всем участникам киноэпопеи. Яркой красавице с выразительными серо-зелеными глазами и точеной фигурой Матлюбе Алимовой – исполнительнице роли цыганки Насти – особенно. Природные внешние данные и уроки учителя Алексея Баталова во ВГИКе добавили ей сразу столько очков, что цыгане всего Советского Союза признали актрису своей. Издалека увидев Матлюбу, тут же подходили, заговаривали на цыганском языке. И очень удивлялись, что она не понимает. А Алимова даже узбекского не знает, хотя по папе – узбечка, родилась и выросла в Андижане.

«Ну, ты хоть переспала с Высоцким?» 

Справедливости ради, «Цыган» не был первой работой Матлюбы Алимовой. После окончания института выпускницу сначала пригласил в «Маленькие трагедии» Михаил Швейцер – в трехсерийном фильме к большому юбилею Пушкина снимался весь цвет отечественного кинематографа, последнюю роль сыграл Владимир Высоцкий. И такие страсти у Лауры и дона Гуана кипели на площадке, что странно было бы не заподозрить коллег в служебном романе. Матлюба называла Высоцкого на «ты», хотя для большинства он был исключительно «Владимиром Семеновичем». А уж когда актер пригласил дебютантку на свой концерт и заехал за ней на «Мерседесе», сомнений просто ни у кого не осталось. Сама Матлюба о слухах узнала позже. И сильно разочаровала тех, кто, без стеснения спрашивал: «Ну, ты с ним хоть переспала?..» В работе они были на равных, никакого снобизма дебютантка в звезде не увидела. И для нее он так и остался большой планетой по имени Высоцкий. Теплой. И недосягаемой. 

Муж оказался ревнивцем, деспотом

Личная жизнь Матлюбы поначалу была такой же яркой, как начало ее карьеры в кино. Во ВГИКе она встретила Мурата Ахметова с режиссерского курса. Год длился конфетно-букетный период — парень едва ли не пылинки сдувал с любимой. Был нежным, заботливым. Лучшего мужа не найти, думала Матлюба. Но уже в день свадьбы засомневалась. И с большим трудом выдержала три года семейной жизни, в которой было и битье посуды, и вскрытие вен благоверным… Все общежитие ВГИКа следило за отношениями полуузбечки и полуказаха. Мурат оказался не просто чудовищным ревнивцем – в бетонном столбе мог увидеть соперника, но  настоящим деспотом, который замучил жену беспричинными подозрениями и скандалами… «А я по натуре верная и преданная. До неприличия. Даже мысли дурной не допускала», — будто оправдывалась потом Матлюба. 

Первый – студенческий – брак оказался для нее и последним. Нет, разумеется, у эффектной женщины были еще отношения с мужчинами, и даже длительные. Но порог загса актриса больше не переступала. И детей ни от одного из партнеров так и не родила. Несколько абортов, сильное охлаждение на съемках сделали свое черное дело…

Да и с карьерой после саги о Будулае не заладилось. Два фильма по четыре серии, растянувшиеся на несколько лет, конечно, позволили Алимовой насладиться славой. Была она такая, что многим, как говорится, «…и не снилось». 

А потом грянули 1990-е. И Матлюба просто исчезла с экранов. Изредка поступали невнятные предложения, что-то даже выходило в свет. Но… И картины между «Цыганом» и «Возвращением Будулая», и работы после – все меркло в тени цыганки. Долгое время зрители даже звали актрису Настей. Даром, что еще трижды Матлюбе пришлось сыграть в кино… цыганок. Ох уж эти режиссерские стереотипы!

Маленькая «однушка» и большая вера

Не зная узбекского, какое-то время Алимова пыталась работать на местной киностудии в Ташкенте. Потом бросила все – рванула в Москву, к сестре (другая с матерью обосновалась в Твери). В надежде вернуться в настоящее кино. Но с работой не вышло. Да и от сестры пришлось съехать. Матлюба жила у племянника, в келье при храме – в состоянии страшной депрессии актриса окрестилась. Православная вера и спасла от отчаянных поступков. 

Вернувшись в Ташкент, Матлюба случайно нашла себя в реставрации старинных сюзане. Но мыслей о кино никогда не оставляла. Однажды даже приехала на российский кинофестиваль, с ностальгией вспоминала былое. Но ничего более обнадеживающего, чем крошечная роль татарки-служанки в «Тарасе Бульбе» Владимира Бортко, у актрисы в последние годы не случилось. Да и тот больше ее в свои картины не приглашал.

Когда-то у Матлюбы Алимовой была страстная любовь, всесоюзная слава, блестящие перспективы. Сегодня — только маленькая «однушка» в Ташкенте. И большая вера. Она очень хочет сниматься в хорошем кино. И… жить в России.

Источник

От Admin

Добавить комментарий